Промальпцентр
г. Иркутск, мкр. Радужный, д. 118, оф. 1
У вас возникли вопросы? Позвоните нам: +7 (3952) 798-744, 588-178 (пн-пт, с 10.00 до 18.00)
Напишите нам: promalp@baikal.ru

Вы здесь

Статьи о поездках

Ергаки - первая встреча

Зуб Дракона (2А) и Парабола

Снег, жарки и стена Звездного со стороны Золотарного озера

Безымянная вершина в гребне рядом с седлом перевала Пикантный

Зуб Дракона с Цветных озер

Гребень вершины Зуб Дракона

Монолит (средняя часть Параболы)

Она не из бетона, случайно?

Водопад из озера Горных Духов

Мраморный водопад

На второй день шел дождь, Птица и Звездный были все в тучах и ощущение полного Хамар-Дабана не покидало. Саня весь день уговаривал нас идти в дождь, но мы не поддались на его уговоры. Трехдневная радиалка накрылась медным тазом, и мы решили сделать все то же самое, но за два дня.

Саня по характеру работы и образу жизни встает утром рано, в отличие от нас, поэтому всю неделю он первый вставал и изобрел очень хитрый метод будить меня. Утром около палатки слышалось привычное: «Вода закипит через 10 минут». На это я бы могла и не отреагировать, но вот добавленное «Эля, я кушать хочу» будило мою совесть буквально сразу. Вот ведь какой негодяй – разве можно на отдыхе так издеваться над дремлющим утренним организмом! Приходилось вставать и идти готовить завтрак. Макс, видимо, еще до отъезда разобрался с совестью и вставал спокойно минут через 15. Юльча на команду «завтрак готов, тазики к бою» реагировала нормально и через 5 минут была как штык. А Паша с Гришей отлынивали до последнего, и иногда мы уходили, так и не увидев их утренних лиц.

В общем, мы вышли к перевалу Пикантный (2А) утречком по мокрой траве, когда на небе тучи низко проносились над головой. На подходах к озеру Золотарному (оно же Малахитовое по карте) безумные стаи комаров начали виться над нами. Пока обходили озеро слева по мокрому, очень скользкому курумнику, Саня поскользнулся и нырнул вниз головой между камней. От удара его спасла палочка-телескоп ценой своей жизни, сломавшись пополам. Дальнейшее ее назначение состояло в висении за оттяжкой рюкзака.

Почему перевал назвали Пикантным, стало понятно сразу – под ним были огромные поля лука и черемши. Лук тут же был собран в некотором количестве для придания пикантности не только перевалу, но и нашим трапезам. Слева гребень Звездного представлял из себя отвесную стену, протянувшуюся длинным высоким забором. Справа тоже стены, только на узких полочках еще как-то умудрялись расти кедры. По тропе мы поднялись по болотинкам и траве на перевал. Взглянув на другую сторону, внутри все просто перевернулось – что же это за эмоциональное путешествие такое – каждый день просто диву даешься! С другой стороны было видно 10 метров спуска среди скал и проглядывали озера сквозь туман, заполонивший весь цирк. Клочки туч носило то растаскивая, то вновь собирая, справа отвесная гладкая стена безымянной вершинки в гребне, а слева стена Звездного до самого низа. Куда мы попали? Камни мокрые и скользкие ужасно, поэтому спуск был медленным и осторожным – есть куда лететь. С другой стороны перевала ручеек бежал по монолитной плите (одной) к озеру. Сквозь воду видно, что трещин вообще нет в принципе. К первому Цветному озеру мы спустились по огромному снежнику-лавине, засыпавшему крупную осыпь. Будто по леднику Гренландии спускаешься к океану – глубокому, прозрачному и холодному. Обойдя по снегу озеро, подошли ко второму цветному озеру. По пути возникали нехорошие мысли: "Может привезти им пару саженцев кедрового стланика? А то как-то несправедливо, что у нас он есть, а в Ергаках нет."

Между озерами рядом с тропой нашли великолепную сухую плоскотинку и вскипятили на газе чай. Тут же обнаружили несколько кустов кедрового стланика! Правда, они напоминали аккуратно высаженные в клумбу цветы, чем стланик, но все равно, как-то роднее и ближе стали эти горы для нас. На другой стороне ущелья через реку Левый Тайгиш возвышались вершины Верблюд и Сфинкс. Пока мы ждали, когда же туча слезет с Зуба Дракона, возвышавшегося над нами, нам показывали такие картины со Звездным в главной роли, что фотоаппарат Макса не уставал снимать. Хорошо, когда есть много больших флэшек и девайс (аппарат, то есть) может работать на обычных батарейках АА.

Когда более-менее разъяснило, оставив рюкзаки, начали подниматься на гребень Зуба. Прихваченная на всякий случай веревочка, не понадобилась – скалы и камни уже высохли и пара мест, где нужно было пролезть по пути на гребень, не составили труда. Гребень, что со стороны Цветных озер выглядел вертикальной стеной с отрицательным углом наверху, с другой стороны оказался широким полем с камнями и «вагонами». Со стрелки на реке Левый Тайгиш на Зуб можно подняться вообще пешком, так как гольцовая зона начинается буквально от реки. Идем час по гребню до вершины по многочисленным тропам. Кстати, если стоят турики на курумнике, обозначающие тропу, это совсем не значит, что там есть тропа, или, вернее, что она одна – такое ощущение, что туры ставят все, кто хоть где-нибудь проходит. Идем по гребню, периодически смотря вниз и не видя под собой стены, а наблюдая только ее окончание у подножия. Подходим к нагромождению валунов и думаем, куда же идти или лезть? Нахожу дыру между камнями и подорзрение меня не подводит – нам в дырку. Понятно, это тоже в стиле Ергак: не знаешь куда идти – лезь в дырку – не ошибешься.

При подходе к вершине, под ногами чавкает. Саня говорит, что чувствует себя не в своей тарелке, когда на вершине обнаруживет болото. GPS показывает высоту 2160 м – чуть повыше пика Черского, только вместо покатых гор – скалы. Огромный монолитный вагон венчает Зуб Дракона. Мне очень неуютно на этой наполовину висящей над бездной плите. Напротив стоят стены вершин: Динозавр, Парус и Носорог. Везде пятерки и шестерки, причем зимние. Вот это монстры, кто их ходит! Понятно, что все на клифах и ИТО, поскольку микрорельеф зимой в варежках по-другому не проходится.

Спускаемся обратно по гребню и сбегаем вниз к озеру по светлому языку голых плит среди кустов. Здесь везде вода: на скалах, на траве, на вершинах и стенах сочится мокрыми лентами. Юля с Пашей и Гришей залезли сегодня на перевал Пикантный, а потом на какую-то вершинку, но мы их не видели.

Выглядывает солнышко, синее небо, и озера действительно становятся цветными – сверху вода разноцветная: красноватая, синяя, зеленая и еще каких-то оттенков. Эх, не учат нас как японцев в школе огромному количеству цветов – беден у нас общеобразовательный лексикон в сфере изобразительного искусства. С удовольствием купаемся в озере и пьем чай. Затем по тропе вниз вдоль ручья спускаемся на озеро Теплое. Маленькое озерцо среди тайги с прекрасной стоянкой и баней (полиэтиленовой). С него наш путь лежит через отрог на озеро Художников под Параболой. Хорошую топтаную тропу подсекаем только наверху отрога и бежим вниз. Слева замечаем большой водопад, но смотреть некогда, грозовая черная туча появилась на горизонте. Спускаемся на озеро Художников одновременно с группой студентов из Абакана. Стоянка в лесу. Парабола стоит прямо над нами – просто сюрреализм какой-то. Ставим палатку "с видом". На горелке быстренько готовим вкусный ужин, Макс с Санькой извлекают старку к ужину. Между братьями, которые называются опять же Толстый и Тонкий или Тупой и Острый – сплошной заглаженный монолит ведет в цирк с озером Горных Духов. Маленькие человечки забираются по плите наверх то ли с веревкой, то ли без.

Один из студентов подсаживается к нам, и от него мы узнаем, что это одна группа с Абаканского института естественных наук и математики (вот это да!). Специальность – БЖ – безопасность жизни (еще круче!). У них практика две недели в Ергаках. Разговаривая далее с одним из двух руководителей, который сказал нам: «я вообще-то дальнобойщик, друг просто меня позвал сюда» – узнаем, что практика заключается в выживании в лесу. Выживание, в свою очередь, заключается в обучении постановки бивака и строительства шалаша. Никто из студентов, в том числе и товарищ дальнобойщик, не знает куда они пойдут, но выживать с тушенкой и палатками будут около 10 дней на озере Художников. Так-то. Вот это практика, я понимаю!

Чуть позже два человека весьма выразительной наружности появляются возле озера и оказываются возле нас. Костя из Хатанги (он же Император Нильсон) и Миха неизвестно откуда (он же Кардинал Перец) с черным флагом, усыпанном рисунками Cannabis'а, пришли гулять в Ергаки. Выяснилось, что товарищ Нильсон на байкерском фестивале в Кемерово выцепил товарища Перца и они, собравшись за час, поехали в Абакан на поезде. Впрочем, господам путешественникам столь скорые сборы не помешали взять полтора литра «огненной воды» (он же спирт) и «доброй еды» (она же колбасный сыр и конфеты «бон-пари»). У моих мужиков к моменту встречи старка уже кончилась. Ребята предложили развести 0,33 за знакомство, встретили кислые взгляды Сани и Макса и махнули рукой – давай литр. Это было опрометчивое решение...

Я ложилась спать в палатку под бурное обсуждение мировых проблем. Последней картинкой я видела Макса с фонариком, читающего написанное на бумажке послание от абаканского студента Леши для иркутской девушки Алены, которое Макс должен был прочитать ей в телефон. А последней фразой я услышала слова Перца «ну ладно, мы уже пойдем уже, спать пора»... Часа через полтора мужики пришли в палатку...

Утро было нестандратным: я встала, умылась, послушала птичек и начала готовить завтрак. В этот раз Саню, видимо, замучала совесть (хотя я не говорила, что хочу кушать) и он с виноватым видом вылез из палатки и сразу побежал купаться, набирать воду для завтрака и т.д. Макс вылез, когда все было готово, и тоже пошел купаться. К слову, моя бутылочка Демидовского бальзама 0,33, рассчитанная на всю неделю, вернулась домой на 1/3 полной. Дальше все было еще нестандартнее. Мужики доблестно поели и потянулись обратно в палатку! Мы, дескать, поспим еще немножко...
Хм... я ждала около часа, потом не выдержала и начала поднимать народ. Вторичный подъем проистекал гораздо дольше и труднее. Наконец, мы собрались и вышли, успев пышно и долго попрощаться с Перцем и Императором. Дошли по тропе до приюта Мечта – огромный валун на склоне, под которым сделаны нары и нависающий над землей бок камня заделан уже поредевшей дранкой. Здесь мы оставили рюкзаки и направились к Параболе.

До последнего момента у меня была уверенность, что без веревки мы туда не полезем. Однако, подойдя к плите между братьями, выяснилось, что скала очень хорошо держит и на трении можно зайти, только чем выше поднимаешься, тем страшнее, потому что если нога соскользнет, до низа доедут одни уши. На середине подъема встретились какие-то выступы и верхняя часть прошла с применением не только ног, но и рук. Парням было тяжело, по их выражению был «полный хэллоуин» и вместо головы на плечах качались преимущественно тыквы.

Забравшись между братьями, мы спустились к озеру Горных Духов и посмотрели на северные стены Звездного и Птицы. С озера вниз падает великолепный водопад, и теперь нам удалось посмотреть на него вблизи. Император с Перцем весьма удивились нашему второму приходу (сегодня все по два раза будет что ли?) и снова попрощались.

Взяв рюкзаки, мы направились к перевалу Курсантов Западный (1Б). Грустно посмотрев на высоченный перевал с осыпью и травой до самого верха, я в очередной раз убедилась, что категория 1Б дается, в основном, дубовым и высоким перевалам, так как трудного ничего нет – иди себе вверх и иди. Позанимались у подножия перевала «вагонингом» – огромные валуны, между которыми пришлось полазить как следует вместо того, чтобы дойти до озера и прямо от него начать подъем по средней осыпи. Недалеко от седла с гребня нам начал кто-то кричать и махать – это была Юля. О, нас встречают! Как это приятно. Спустившись с перевала по чудесной тропке, хитро минующей все камни, к озеру Мраморному, обнаружили там Пашу с Гришей.

Из озера река вытекает водопадом Мраморный – очень красивый, каскадами спускающийся со ступенеобразных плит. Здесь было постановлено сделать перекус и отдых. Дальше по тропе вниз до отворота на озеро Медвежее. Отворот делали военные, не иначе: просто кто-то решил, что здесь надо идти на отрог и тупо полез прямо в гору, забравшись на отрог, перпендикулярно отвернул направо, а после траверса склона снова повернул на 90 градусов. Озеро Медвежее небольшое, в тайге и корягах, но вода теплее, чем в Светлом. Учинив искуп, мы благополучно добрались за полчаса до лагеря, зафотав по пути очень живописную лужу-болото.

На пути к перевалу Пикантный

Парни на фоне северной стены Звездного

Мини-Гренландия

Массив Звездного с севера после тумана

Каменная икебана. На заднем плане вершины Сфинкс и Верблюд.

Они и впрямь цветные!

Spiderman в дыре

Гора Динозавр с гребня вершины Зуб Дракона

Перевал Пикантный и пик Звездный с гребня Зуба

Пик Экстаз (Парус) с горы Зуб Дракона

Вершина Парабола (Братья) с озера Художников

Озеро Художников с верха водопада

Живописная лужа рядом со Светлым озером